История

МАУ «Городской Дво­рец культуры» МО ГО «Ухта» - ведущее культурно-досуговое учреждение города. Начало его истории было ярким и незабываемым. 24 декабря 1983 года распахнул свои двери красавец дворец, поразив ухтинцев великолепием и новизной.

Строительство самого крупного в Ре­спублике Коми учреждения культуры стало возможным благодаря инициативе депу­тата Верховного Совета СССР, министра строительства предприятий нефтегазовой отрасли Б. Е. Щербине и настойчивости председателя Ухтинского горисполкома А. И. Зерюнова.

Быстрый темп строительства и комплектацию оборудованием, аппарату­рой, мебелью обеспечивали руководители «Главкомигазнефтестроя» В. И. Мирошни­ченко и И. Д. Луховицкий, управляющий трестом «Жилстрой» Г. В. Бурлака.

Дом техники вводился как профсо­юзное учреждение культуры и был передан Коми обкому профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности - председатель А. Н. Полухин, а хозяйственное содержа­ние обеспечивало ПО «Стройиндустрия» - генеральный директор А. В. Шалаевский.

Первым директором Дома техники был назначен А. Г. Свистун - умелый ру­ководитель, хозяйственник, организатор. Главным механиком - Ю. П. Прибытков - универсальный специалист, который раз­бирался во всех тонкостях технического оборудования и аппаратуры. Художествен­ный руководитель - С. С. Гуменюк - нова­тор в творчестве, талантливый режиссёр и ведущий.

Творческие коллективы Ухты, пере­шедшие из ЦДК нефтяников в Дом техни­ки, получили более комфортные условия для работы и с первых дней взяли старт на высокие достижения:

  • агитбригада «Пламя», режиссёр - за­служенный работник культуры Республики Коми, лауреат премии Ленинского комсо­мола РК И. И. Ваисбейн;
  • хор русской песни, хормейстер - заслу­женный работник культуры России и Респу­блики Коми Л. П. Розе; концертмейстер - А. И. Санников;
  • академический хор, хормейстер - заслу­женный работник культуры России и Респу­блики Коми М. С. Пензяков; концертмей­стер - В. В. Солдатова;
  • драматический театр, режиссёр - заслу­женный работник культуры Республики Коми В. М. Гой;
  • ансамбль «Элегия», руководитель - О. В. Кирдеева;
  • ансамбль эстрадного танца, балетмей­стер - С. Г. Лобаков;
  • детский ансамбль песни и танца «Дружба», хормейстер - Т. Н. Могильникова, балет­мейстер - Г. Ф. Соколова;
  • эстрадный оркестр, дирижёр А. Б. Федосеев.

В этот период появилось первое самоокупаемое формирование - Детская студия эстетического воспитания «Родничок» под руководством Р. Н. Кочергиной.

Службы звука, света и сцены укреплялись квалифицированными кадрами, это: Н. В. Аторин, Д. А. Пономаренко, Ф. М. Фросиненко, И. А. Ревегук, К. В. Белко, Н. Н. Гудкова.

Всю художественно-оформительскую работу выполняли: А. А. Кашенцев и Н. Л. Парфентьев.

Немалую лепту в становление и развитие Дворца культуры внесли: О. А. Кудрявцева, Л. П. Зайцева, О. П. Книшкене, А. А. Власова, Р. П. Бровко, Л. В. Ралдугина, З. А. Редькина, Ю. Б. Швец, Г. А. Орлова, Г. Е. Захарова, А. П. Вержбицкая, Н. И.Усачева, В. А. Добросельская, Б. В. Носов, С. Алибекова, А. Е. Сенченко и многие другие.

В июле 1991 года Дворец культуры и техники был передан в муниципальную собственность администрации города Ухты и получил название Городской Дворец культуры.

90-е годы были самыми трудными для Дворца культуры. С переходом в муниципальное подчинение значительно сократился штат технических служб, и уровень оплаты труда стал ниже, чем на производственных предприятиях. Годы экономических реформ нанесли определённый ущерб техническому оснащению Дворца культуры, обеспечению творческих коллективов костюмами, инструментами.

В этих условиях перед Дворцом культуры возникли новые задачи, ранее несовместимые с его основной культурно-досуговой деятельностью. В учреждении стали широко развиваться платные услуги. В это время появляются детские хозрасчётные группы и студии:

  • бального танца «Улыбка», руководитель - А. Б. Луговый;
  • эстрадного танца «Непоседы», руководитель - В. А. Подобаева;
  • хореографическая студия «Контрасты», руководитель - О. В. Огаркова;
  • детская вокально-эстрадная студия «Пёстрая компания», руководитель - Т. Н. Могильникова;
  • студия изобразительного искусства, руководитель - Т. П. 3ахарова и другие.

Дополнительные средства Дворец стал получать от организации гастрольных концертов, от сдачи помещений в аренду.

В 1996 году директором Городского Дворца культуры назначается Е. А. Чечемин - современный руководитель, умеющий профессионально сочетать интересы творчества и бизнеса.

Заместителями директора продолжают работать: заслуженный работник Республики Коми Т. П. Гуменюк - по культурно-массовой работе и Л. П. Белозерова - по административно-хозяйственной деятельности.

Татьяна Петровна Гуменюк и Людмила Павловна Белозерова за все эти годы внесли самую значительную лепту в развитие Дворца культуры.

Репертуарная политика, планирование культурно-массовой работы, взаимодействие клубных формирований и отделов – словом, всё, что определяет основную деятельность Дворца культуры, возложено на Т. П. Гуменюк.

Городские массовые праздники на уличных площадях, фестивали народного творчества, праздничные концерты на сцене ГДК, подготовка к ним сценариев, режиссёрско-постановочная работа, которую выполняет Т. П. Гуменюк, имеют высокий художественный уровень и высокую оценку зрителей.

Особая заслуга в техническом оснащении современной аппаратурой и оборудованием, своевременное проведение ремонтных и хозяйственных работ по поддержанию здания ГДК не просто работоспособным, но и привлекательным для посетителей, принадлежит главному инженеру - Л. П. Белозеровой.

Без её внимания к техническому обеспечению всех мероприятий не были бы заметны творческие успехи Дворца культуры.

Благодаря общему взаимопониманию среди специалистов, их многолетнему опыту работы во Дворце культуры, за эти годы сформировалась слаженная, профессиональная команда единомышленников, которая несёт основную нагрузку по организации досуга населения, по эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, это:

  • художественный руководитель Л. Г. Логунцова;
  • заведующая отделом по работе с детьми и подростками В. А. Удалова;
  • режиссёры Л. Н. Дудина и С. С. Гуменюк;
  • руководители творческих коллективов - С. Г. Соболева, Л. Н. Расторгуева, A. Л. Маликов, Е. В. Григорьева, Н. А. Тацкая, В. Г. Солдатов, B. А. Подобаева, О. В. Огаркова, Н. Ф. Гончаренко, В. М. Гой, А. Б. Луговый, С. А. Коваль, К. Ю. Фрейман, В. А. Семенищева;
  • заведующий отделом звукотехнического оборудования Д. А. Пономаренко;
  • заведующая отделом светотехнического оборудования К. В. Белко;
  • заведующий отделом сценического оборудования В. И. Ионцев;
  • заведующая отделом кадров, председатель профсоюзного комитета Н. М. Шихмуратова;
  • заведующая отделом маркетинга М. А. Устюжанинова;
  • заведующая отделом РиО Н. Ю. Носкова;
  • заведующий отделом технологического оборудования П. В. Устюжанинов;
  • технические работники: О. В. Александрина, Л. Н. Старкова, Н. Н. Белозерова, Л. А. Болдырева, Н. И. Гусева, Л. Т. Киселева, Л. А. Любезнова, А. А. Четвертных, Е. В. Смирнова, Е. А. Буханцова, A. M. Лубянский, В. Е. Бондаренко, П. Г. Горшенин, Н. Ю. Зенгер, М. М. Денисова, В. А. Шаповал, Н. И. Сушков, В. А. Калашников, А. А. Христинин, Л. А. Одуденко, О. В. Постельная, М. Г. Попова, Б. А. Кандеев, Н. Г. Котова, И. Д. Королева, В. Д. Навроцкая, Н. П. Тарасова и многие другие, словом, все, кто вложил частичку своей души и ежедневного труда на благо родного Дворца культуры.

Мероприятия для детей и взрослых проходили на самом высоком художественном уровне. Их готовили Т. П. Гуменюк, О. Г. Свистун, И. И. Белая, О. И. Чайковская.

Техническое обслуживание нового оборудования и аппаратуры Дома техники осуществляли В. А. Кинерейш, С. Клоков, A. M. Мынов, Л. П. Белозерова, A. А. Брильц.

Концертно-театральный зал на 930 мест, кино-лекционный зал на 220 мест, просторные фойе, выставочный зал стали главными площадками для проведения общегородских массовых мероприятий, концертов, фестивалей и праздников.

В Ухте появились новые возможности для выступления ведущих профессиональных артистов страны. Своё мастерство и искусство дарили ухтинцам: хореографический ансамбль «Берёзка», ансамбль танца Сибири, донских казаков, Государственный оркестр народных инструментов Гостелерадио под управлением Н. Некрасова, ансамбли: «Песняры», «Интеграл», «Диалог», звезды эстрады: Э. Пьеха, B. Толкунова, Я. Йоала и многие другие.

С августа 1986 года по февраль 1996 года директором Дворца культуры был заслуженный работник культуры Республики Коми С. А. Соболев - заботливый руководитель, который ценил и отстаивал на всех уровнях престиж профессии культработника. Заместителем директора по КМР - Л. Б. Курбанова, заместителем директора по НТП - Г. С. Столерман, художественным руководителем Е. А. Чечемин.

В этот период бурно развивается самодеятельность Дворца культуры, появляются новые коллективы и клубные формирования:

  • оркестр русских народных инструментов и детский ансамбль «Скоморошки», руководитель - заслуженный работник культуры Республики Коми С. Г. Соболева;
  • клуб гармонистов и клуб «Поэзия», руководитель - заслуженный работник культуры России и Республики Коми Л. Н. Дудина;
  • студия гитаристов, руководитель - А. С. Ковалев;
  • ансамбль бального танца «Эвридики», балетмейстер - В. А. Семенищева;
  • ансамбль эстрадного танца «Метаморфозы», балетмейстер - В. А. Подобаева;
  • ансамбль коми песни «Лысва войт», детский ансамбль «Ошкамошка», хормейстер  -  заслуженный работник культуры России и Республики Коми Л. П. Розе, концертмейстер - А. А. Берестнев. Сегодня эти коллективы возглавляет Е. В. Григорьева;
  • хор ветеранов, руководитель - В. А. Воронина. Сегодня коллектив возглавляет Л. Н. Расторгуева, концертмейстер - Л. В. Васильченко;
  • вокальный класс академического хора, хормейстер - С. Г. Хромова;
  • духовой оркестр, дирижер - Ю. А. Огарков. Сегодня руководит оркестром В. Г. Солдатов.